ХАКУИН (1686-1769), японский мыслитель, художник и каллиграф, монах школы дзэн-буддизма Риндзай. В отличие от своих предшественников, Хакуин придавал меньшее значение сидячей медитации (дзадзэн). Основной вклад Хакуина в наследие Дзэн заключается в акцентировании важности постижения истины в процессе повседневной человеческой деятельности. Хакуин не считал нужным быть привязанным к какой-то определенной школе, но призывал использовать любые полезные для просветления (сатори) формы практики и идеи. В его трудах заметно влияние даосизма. Разработал учение о «внутреннем взгляде», в котором призывал к самосозерцанию, считая его высшим мерилом истинности.
ДОГЭН (1200, Киото — 1253), японский средневековый мыслитель, основатель буддийской дзэнской школы Сото и храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи). Родился в аристократической семье. Принял монашество в 1213 в храме, принадлежавшем эзотерической школе Тэндай. Затем перешел в дзэнскую школу Риндзай, основанную Эйсаем. В 1223 отправился в Китай, где провел четыре года, обучаясь у ведущих мастеров чань-буддизма. После возвращения основал школу Сото. В своей проповеди, которая имела успех как в ставке сегуна, так и при императорском дворе, особенно подчеркивал важность сидячей медитации (дзадзэн) для достижения просветления (сатори). Основной труд Догэна — «Себо гэндзо» («Хранилище истинного глаза дхармы»). Религиозно-философское наследие Догэна оказало большое влияние на последующее развитие дзэн-буддизма.
ЭЙСАЙ (1141-1215), буддийский японский монах, основатель школы дзэн-буддизма Риндзай. Родился в провинции Биттю. Был монахом эзотерической школы Тэндай. После путешествия в Китай в 1187 начал проповедь дзэн в Японии. Его покровителями выступали главы виднейших военных родов, включая сегунов из рода Минамото. Возродил выращивание чая в Японии; дзэнская традиция чайной церемонии отводит ему роль своего «патриарха». Автор сочинений: «Записки о потреблении чая и заботе о здоровьи», «Трактат о распространении дзэн для защиты страны» и др.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
|