Фонетическая азбука кана построена по слоговому принципу: каждый знак обозначает не просто звук, а целый слог.
Для обозначения некоторых слогов используется по два-три знака. Кроме того, в современном языке имеются слоги, оканчивающиеся на отдельные согласные звуки, однако обозначаются они условно знаками целого слога с конечным гласным.
Японская слоговая азбука состоит из 46 знаков, сведённых в таблицу, называемую ГОДЗЮ:ОН (
пятидесятизвучие), в ней десять рядов.
В восьми рядах размещаются по пять знаков (по числу гласных), в девятом - три и в десятом - два знака. Вне таблицы имеется ещё один знак, введённый дополнительно уже после того, как азбука была создана.
Кроме основных рядов, имеется ещё пять рядов обозначения слогов со звонкими согласными. В них используются знаки основных рядов, снабжённые специальными диакритическими значками.
Японцы пишут вертикальными строками, распологающимися справа налево. Этим определяется и расположение страниц в книгах, обратное тому, какое принято в книгах на европейских языках. В последнее время, особенно в научно-технической литературе, нередко встречается письмо горизонтальными строками слева направо. В этом случае последовательность строк и страниц не отличается от последовательности в европейских языках.
10. Черты знаков японской письменности.Черта - простейший графический элемент письма. Она пишется за один приём, без отрыва инструмента письма от бумаги. Форма черты зависит от способа написания и инструмента письма. В Японии пользуются как мягкими инструментами письма (волосяная кисточка), так и твёрдыми (перо, карандаш). По форме черты делятся на:
- прямолинейные 1,2
- ломаные 3,4,5,6,7,8
- изогнутые 9,10,11
- изогнуто-ломаные 12,13,14,15,16,17
Правописание черт.процесс написания черты условно можно разделить на три части: написание начала черты, написание средней части черты, написание завершающей части черты.
Правописание начала черты.Перо вначале ставится на бумагу, примерно, под углом 45
о к горизонтали, затем смещается вправо вниз с постепенным увеличением нажима. В зависимости от формы черты перо ведётся в одном из следующих направлений: вправо по горизонтали (черты 1,6,15,17), вниз направо (черты 3,9,12,13,14), вверх (11). В результате этого начало черты приобретает форму своеобразного клина.
Правописание середины черты.Середина определяет геометрическую форму черты. Черта 1 пишется в середине прямо или с лёгкой изогнутостью, обращённой выпуклостью вверх. Черта 2 имеет одинаковый или постепенно уменьшающийся нажим. Углы отличаются не только по величине, но и по форме. Встречаются тупые (черта 3), прямые (4,7,8, верхний угол черты 6) и острые (у остальных черт). Форма их может быть остроконечной или округлённой (4,7). Верхний угол справа (6,15,16,17) как бы легко срезан. Все нижние углы черт 5,6,12,13,14,15,16,17 остроконечны и пишутся с резким отрывом пера от бумаги. Стороны углов прямые у церт 4,5,6,7,8 и изогнутые у черт 12,13,14,15,16,17. Они пишутся или с одинаковым нажимом (4,7, верхний угол черты 6) или с разным (черты 12,13,14 и др.). Изогнутость черт 9,10,11,15,16 незначительна. Несколько больше изогнутость черт 12,13,14,17. Черту 12 нужно писать так, чтобы вертикаль проходила через верхнюю точку и вершину угла.
Правописание завершающей части черты.Нажим на конце примерно одинаков с нажимом средней части у иаких черт, как 1,2,4,7. Все остальные черты пишутся на конце с резко уменьшающимся нажимом, поэтому их завершающая часть приобретает клинообразную форму. У черты 3 клин направлен по горизонтали вправо.